Supernatural вообще одно из поразительных шоу по части спецэффектов, в нем постоянно меняются места расположения, стили оформления. Один из тех, кто отвечает за видение в сериале — главный оператор Серж Ладюссёр. Корреспондент Supernatural Magazine встретился с ним, чтобы узнать подробнее о том, как создается особая атмосфера сериала.

Перевод: Funnyghost

Сканы статьи:
В поисках зрелищности   Главный оператор Supernatural В поисках зрелищности   Главный оператор Supernatural В поисках зрелищности   Главный оператор Supernatural В поисках зрелищности   Главный оператор Supernatural В поисках зрелищности   Главный оператор Supernatural

Журнал: Так как получилось, что Вы стали кинооператором?
Серж: Я понял, что хочу стать оператором, когда был подростком. Я интересовался освещением, визуализацией, фотографированием, рисованием, а также литературойМеня пленила сила кинофильма как способа выражения чувств. Возможно, толчком послужила 8мм камера, на которую мой отец снимал домашнее видео. Помню, как я наблюдал за ним, когда он редактировал видео в нашем подвале, и как я начал понимать, насколько веселым может быть процесс создания историй и их экранизация.
Когда я учился в выпускном классе, в школах только начинали устанавливать аудиовизуальное оборудование, и я был рад этой возможности. Я ходил на все курсы, связанные со съемками фильмов.
Моя первая работа в профессиональном мире была должность помощника оператора для политических шоу на канале Radio-Canada (канал на французском языке, одно из отделений Канадской радиовещательной корпорации — КРК). Я научился многому, наблюдая за работой телевизионных операторов в это время. Для съемок 16-мм камерами требуется чрезвычайная аккуратность. Экспозиция должна быть четкой. Количество используемой плёнки не позволяет каких-либо недодержек или передержек, даже чуть-чуть. То, что снимает оператор, то и выходит на экраны — никаких корректировок цвета.
Со временем я покинул КРК и отправился в Лондон — учиться в Лондонской Высшей Киношколе. Там я провел отличное время. Школа была сделана под студию, и там мы могли работать по-настоящему. Я изучил все стороны кинопроизводства, в особенности постановку фильма. Хотя я уже тогда склонялся больше к операторской работе, но в школе я сделал несколько проектов в качестве художника-постановщика. Это было очень важно для меня, и мне это до сих пор помогает, когда мы обсуждаем грядущие декорации шоу с нашим художником-постановщиком.
После возвращения из Лондона, я начал работать вторым оператором в художественных фильмах и поднялся, в конце концов, до главного оператора.

Что представляет собой типичный день оператора на съемочной площадке «Сверхъестественного»?
Не меняется только одно — каждый день не похож на предыдущий, потому что каждый день мы снимаем в различных местах. Это насыщенный день. Он начинается с того, что съемочная группа, включая режиссера и меня, приезжает в студию или на место съемок. В это время я просматриваю работу на день и уточняю последние детали. На самой съемочной площадке я первым делом даю особые указания работникам сцены и электрикам, необходимые для первой сцены. (Предварительные установки и освещение должны быть сделаны заранее монтажной бригадой). Затем мы расставляем актеров по их местам для первой сцены, и как только режиссер дает мне сведения об углах съемки, я начинаю ставить освещение, в то время как актеры переодеваются и накладывают грим. И все идет вот по такому кругу: расстановка, освещение, съемки, расстановка, освещение, съемки на 12 часов с получасовыми перерывами на обед. Таково расписание. С художественной точки зрения, я должен удостовериться, что с помощью выбранного освещения, мы добьемся нужный атмосферы кадр за кадром.

Когда вы начинали работать в «Сверхъестественном», изначально как продюсеры и Вы хотели, чтобы шоу выглядело?
Мы хотели, чтобы «Сверхъестественное» выглядело так, будто это могло случиться в реальной жизни. Для меня шоу имеет реалистичную основу. Освещение создает нужную атмосферулампы, свечи, дневной свет, проникающий через окно, фонари и так далее… Также, мы не хотели сделать действие «эффектней», используя эффекты замедленного движения в боевых сценах. Идея была и до сих пор остается, рассказать настоящие американские истории, чтобы, когда появится «сверхъестественное» на экране, вы поверите, что оно возникло из повседневной жизни и оно удивит вас или напугает. Мы хотели, чтобы шоу выглядело органично, угрюмо и, конечно же, мрачно.

В «Сверхъестественном» часто снимают ночью — как это влияет на Вашу работу?
Чаще всего неделю мы начинаем с дневным расписанием, скажем с 7 до 7:30 утра, но в течение недели мы иногда начинаем все позже и позже, не только из-за долгих сборов актеров, но и потому, что во многих эпизодах действие происходит ночью.
Очень часто по пятницам мы начинаем рабочий день в 15:00 или 16:00. Мы теперь называем наши пятницы «Дни во фритюре», потому что мы заканчиваем только утром в субботу. Работа в ночное время требует больше энергии, но в этом вся суть шоу. С технической точки зрения, ночные съемки — удовольствие, и ночь сама создает нужную атмосферу шоу.

«Сверхъестественное» отличается от других сериалов в том, что у него нет постоянных декораций — персонажи все время переезжают в новые места. Это делает для Вас работу интересней?
Для меня удовольствие снимать этот сериал. В «Сверхъестественном» мы каждый раз в новой обстановке, что составляет основу ежедневных вызовов и задач.

В шоу, Канада выступает в роли различных штатов США. Используете ли Вы какие-либо визуальные приёмы, чтобы показать различие городов в разных эпизодах?
Этот вопрос следовало бы задать художественному отделу. Джерри Янек, художник-постановщик, который отвечает за внешний вид «Сверхъестественного» вместе со мной, главное ответственное лицо по этому делу. На уровне киносъемок, эти приёмы выражаются в фоне, в зеленом экране, которые позже используют для объединения фоновых элементов. Затем я должен снять всё, и плавно соединить их в кадрах.

Часто шоу снимают в темных, мрачных помещениях — является ли это испытанием для оператора?
Создавая мрачную атмосферу, я должен всё время определять соотношения света и темноты в кадре. В равновесии между ними вся суть. Трудно сохранить в целости таинственность, выбирая, что ты хочешь оставить в темноте, а на что нужно пролить свет.

Снимая шоу, подобные «Сверхъестественному», Вы экспериментируете больше, чем в обычных шоу или фильмах?
Определенно, я больше экспериментировал в «Сверхъестественном», потому что здесь невозможно обходиться несколькими методами, в отличие от медицинских шоу, к примеру. Мы хотим удивлять наших зрителей, мы хотим вовлечь их с головой в шоу. Для достижения этой цели, я должен найти новые методы достижения нужного освещения. Это, конечно же, раскрывает двери для воображения, хотя нужно быть осторожным в этом плане. С одной стороны, фантастические элементы дают большую творческую свободу, но с другой стороны, мы постоянно должны следить, чтобы нас не заносило слишком далеко. Здесь очень тонкая грань, и это вопрос не только к операторам. Это творческий вопрос, касающийся всех в производственной бригаде — начиная от Эрика Крипке, как создателя шоу, до последнего человека, у которого возникают вопросы. На площадке довольно часто можно услышать: «Давайте позовем Эрика». Когда Эрик снимал эпизод в конце второго сезона, («Что есть и чему никогда не бывать»), мы все время говорили «Давайте позовем Эрика», а Эрик был там, на месте! Также за этим следит Ким Мэннерс, исполнительный продюсер. У Кима впечатляющий багаж знаний (он снял 53 эпизода «Секретных материалов», к примеру) и он является одной из движущих сил в «Сверхъестественном» (в творческом плане).
Есть определенная согласованность в том, что мы должны делать, а что не должны делать в шоу. Например, мы не используем замедление темпа в боевых сценах, а если и используем, то они имеют сверхъестественное назначение. Мы такие сцены снимаем без приукрашивания момента и движений. Составные части направлены к одной цели: чтобы шоу выглядело настолько реальным, насколько это возможно. Не хочу сказать, что мы устанавливаем какие-то жесткие правила. Боб Сингер, управляющий шоу, который имеет большой опыт в области телесериалов, сказал мне в начале первого сезона шоу: «Оторвись, дерзай, рискуй». По сей день, я благодарен ему за возможность, которую он дал мне, пригласив в это приключение.

Бывали ли определенные сцены в шоу, скажем сцены преследований, где вам приходилось использовать ручную камеру или стэдикам (система крепления съёмочной камеры на корпусе оператора, обеспечивающая устойчивость изображения)?
Ручные камеры мы часто используем в шоу. Особенно для боевых сцен, где мы хотим подчеркнуть силу жестокости и действовать синхронно с актером. Кроме того, ручная камера обеспечивает дополнительную мобильность в тех сценах, где нам это нужно, и это стандартный драматический метод показать чью-нибудь точку зрения.
Что касается стэдикам, то он стал необходимым инструментом в любом производстве. Мы его тоже очень часто используем, во время сцен, где герои ходят и разговаривают, или для сложных сцен, где ограниченное пространство для актеров и оператора, во время спуска с лестниц и так далее…
Я не могу обсуждать работу оператора и не упомянуть при этом своих помощников: Брэд Крисер — оператор первой камеры, настоящий мастер управления, создания и ручных камер. Он рассказчик с камерой. Он пишет с помощью объектива. Тим Мойниэн, оператор второй камеры и стэдикам, тоже мастер, который улучшает действие своим инструментом. Вы никогда не увидите, как камера «трясется» от неустойчивости, пока мы не захотим сделать такой эффект.

Эпизод третьего сезона «Сон, мой сладкий сон» (Dream, a Little Dream of Me) имел очень необычный вид во время сцен сновидений. Как это было сделано?
«Сон, мой сладкий сон» я очень люблю из-за его визуальных характеристик. В начале истории мы не хотели раскрыть зрителям, что мы находимся во сне Бобби, но мы знали, что, развивая историю, мы проникнем в мир снов. Я поиграл немного со светом, чтобы подчеркнуть сновидения. Некоторые из эффектов были прописаны в сценарии, и по мере съемок с режиссером Стефаном Бойамом мы пошли еще дальше в этой концепции.

Наверняка часто бывают эпизоды, в которых эффекты добавляются после съемок. Насколько осведомленным Вы должны быть об этих эффектах, когда снимаете?
Визуальные эффекты составляют неотъемлемую часть сериала, в котором присутствуют призраки и сверхъестественные явления. Они планируются заранее и чаще всего с раскадровкой сцены, поэтому всем ясно, что мы будем делать. Я люблю снимать такие сцены, потому что они составляют суть шоу.
Насколько осведомленным об этом нужно быть во время съемок? И упрощает или усложняет это работу? Технически, эти эффекты требуют съемок на фоне зеленого и синего экранов, точного баланса света, чтобы не осложнить работу, и обойтись минимальной цифровой обработкой.
К тому же, работать с Айвеном Хайденом, нашим управляющим визуальными эффектами, одно удовольствие. У него богатое воображение, и он не просто создает цифровые элементы, но и помогает создать соответствующую атмосферу вокруг них.
Хотя мы пытаемся сделать как можно больше эффектов с использованием камеры, так как есть кадры, которые невозможно сделать с помощью компьютера. Айвен и я советуемся друг с другом относительно предстоящих эффектов. Во время съемок передних планов, я обеспечиваю сцену интерактивным освещением. Например, когда убивают демона и компьютерный эффект показывает необычный дым, который выходит из его/ее тела и вселяется в другого персонажа. Когда эффекты находятся в обработке, я остаюсь на связи с Айвеном, на случай, если понадобится добавить что-либо в освещение или атмосферу.

Вы за свою карьеру работали и на телевидении и в фильмах — чем эти два жанра похожи?
Если сравнивать, как рассказываются истории, то здесь можно выделить одно большое отличие между телевидением и кино. Используемые технологии значительно различаются, но с появлением более высококачественных телевизоров, и особенно телевизоров с высокой четкостью, телевидение стало меньше похоже на то, что мы знали и больше похоже на полнометражные фильмы. Требование к высококачественным шоу возросло, и, следовательно, улучшилось и качество.
Художественные фильмы все еще имеют в своем распоряжении больше денег для производства одной минуты фильма, в отличие от телевидения. Можно сказать, что в данный момент, главным отличием между ними является бюджет, потому что в обоих случаях используются одинаковые технологии.
В основном, телевидение — а точнее телесериалы — дают возможность создавать сложные миры, вселенные, путешествовать в них и исследовать многие аспекты отношений, к примеру, или истории семьи, что мы видим в «Сверхъестественном».

Правильно ли будет сказать, что «Сверхъестественное» снято в кинематографическом стиле по сравнению с множеством других ТВ-шоу?
Многие шоу имеют замечательный кинематографический стиль, а остальные сделаны более традиционным способом. В «Сверхъестественном» мы хотели создавать маленький фильм каждую неделю, и совершать поездки, в конце которых мы хотели удивить наших зрителей. Для этого мы используем все приёмы кинопроизводства, все источники визуальных основ, следуем правилам повествования, а иногда не следуем им. Есть ли у нас кинематографический стиль? Да, есть.

В «Сверхъестественном» присутствует много боевых сцен — сложнее ли снимать такие шоу в отличие от шоу других видов?
Вообще-то, боевые сцены не очень сложно снимать, просто это занимает больше времени. Такие сцены нужно снять с очень многих ракурсов, в отличие, скажем, от простого разговора в ресторане между двумя людьми. И поскольку «Сверхъестественное» является телесериалом, мы вынуждены искать практические решения, чтобы уложиться в график работы, который не длиннее графика любого другого телесериала. В этом плане, они добавляют немного трудностей.

Шоу часто ссылается на другие ужастики и так далее — заимствовали ли Вы когда-нибудь какие-либо визуальные эффекты у них? Если да, когда?
Чаще всего в сценарии помечено, что мы должны отталкиваться от какого-либо художественного фильма. И иногда мы отдаем «дань уважения» определенным фильмам или сценам, как, к примеру, сцена в баре из эпизода второго сезона «Игрушки» была основана на сцене из фильма «Сияние» (The Shining).

Каким эпизодом «Сверхъестественного» Вы гордитесь больше всего и почему?
Мне нравится «Психбольница» (Asylum) из первого сезона за гармоничность стиля, и «Вера» (Faith), «Шоссе 666» (Route 666), «Тень» (Shadow), «И ад разверзся» (All Hell breaks Loose), «Пока я умирал» (In my time of dying) и «Сон, мой сладкий сон» (Dream a Little Dream of Me). Но если я выбирал бы одну сцену как свою любимую, это была бы сцена с Дином и Демоном Перекрестка с начала эпизода «И ад разверзся, часть 2». Мне нравится всё в этой сцене!

— Какие эпизоды, до сих пор, было снимать тяжелее всего?
В эпизоде первого сезона «Кровавая Мэри» (Bloody Mary) мы имели дело с множеством зеркал и отражений. Это уже создает массу проблем, когда ты не хочешь, чтобы были видны освещение, площадка, камеры и так далее [как отражение в зеркалах]… Сцены с движением напротив зеркал выглядят простыми, но их сложно снимать…
В «Шоссе 666» для погони грузовика и машины нам пришлось осветить ночью около двух с половиной километра проселочной дороги, на которой не было ни одного уличного фонаря. До сегодняшнего дня это, наверное, самое большое мероприятие по освещению, которые мы предприняли в шоу.
«Тень» (из первого сезона) имело много сложных ситуаций для освещения. Режиссер Ким Мэннерс хотел снять этот эпизод в «мрачном» настроении. Поскольку духи появлялись в виде теней, то мы хотели, чтобы весь эпизод отражал это. Когда ты работаешь с контрастным светом, разметка действий должна быть очень четкой, актеры должны быть точно на своих метках. Мягкое освещение более лояльно относится к позициям актеров.
Со второго сезона в плане сложного освещения в голову приходит эпизод «Нет выхода» (No Exit), еще один эпизод Кима Мэннерса. В этом эпизоде дух Х.Х. Холмса, первого серийного убийцы в истории США, живет в старой канализации под жилым домом. Теоретически, внизу нет никакого света. Когда наши герои ищут его жилище, они освещают путь фонарями, поэтому с этой частью проблем не было, но когда мы только представляем Холмса с пленными женщинами, они должны быть в полной темноте.
Для оператора это всегда испытание — создавать темноту на экране так, чтобы вы поверили, что в комнате нет света. Во время подготовки мы обсуждали возможность использования технологий, отличающихся от стандартных и подающих свет для выражения этой идеи.
Я рассматривал возможность использования инфрапленки, но для него нужно было проводить тесты, а у нас не было времени для тестирования. Так что, в итоге я выбрал неопределенный источник света, когда вы не можете установить точный источник, но подчеркиваете очертания и контуры черным, резкий и текстурный свет.
Также были эпизоды, у которых была несложная концепция, хотя сам процесс был трудным. «Голливудский Вавилон» один из них. В нем ты как бы в Голливудском павильоне и снимаешь фильм в фильме. С режиссером эпизода Филом Сгрицциа мы хотела стилистически показать различия между внутренним фильмом, и повествованием самого эпизода. Мы сделали отличающиеся, более насыщенные цвета для сцен кинофильма и возвращались к реальности, присущему Дину и Сэму.

Что бы Вы назвали лучшей частью в работе над «Сверхъестественным»?
Кроме чести создавать атмосферу шоу, это отношения в съемочной группе. Здесь лучшая группа, с кем я имел удовольствие работать. Мы истинная команда. Все хотят добиться лучшего результата и посвящают себя полностью сериалу. Мы начинаем наш четвертый сезон, и большинство членов команды остались в шоу. Это рабочая семья, и я думаю, это одна из составляющих успеха шоу.

РЕАЛЬНОСТЬ ДУХОЛОВОВ

Эпизод третьего сезона «Духоловы» был снят в стиле реалити-шоу. Каково было оператору работать в таком стиле, который, возможно, не знаменит из-за своих визуальных качеств?

С «Духоловами» были свои трудности, потому что мы отошли от той концепции освещения, которую мы разрабатывали в сериале. Эпизод выглядел как реалити-шоу, но оно таковым не было, потому что все было подготовлено, и каждая деталь была прописана, решена и запланирована. Все должно было выглядеть как реалити-шоу, должно было иметь такое «качество». Мы объединили элементы, которые должны были создать это: актеры держали камеры и освещение, несовершенную технологию, зернистость, неустойчивую картинку и так далее… Создание такого эффекта было довольно интересным процессом: так как мы хотели сделать все похожим на реальность, мы запланировали все несовершенства. Одним из приятных моментов съемок этого эпизода для меня было сотрудничество с режиссером Филом Сгрицциа. За свою карьеру он занимался и видеокамерами и монтажом, поэтому он разбирался в технике. Его понимание и знания всех этих технологий скрывались за успехом эпизода.