Михаил Тихонов   эксклюзивное интервью для Supernatural RussiaМногие поклонники Supernatural впервые познакомились с сериалом и его героями благодаря каналу РЕН-ТВ. Дин и Сэм Винчестеры заговорили по-русски, и большая часть зрительской аудитории не представляет теперь просмотр без дубляжа. Однако немалая часть предпочитает смотреть серии в оригинале, некоторые пользуются субтитрами.

Почему так много поклонников у профессиональной дублированной версии? Какие у нее порой преимущества перед просмотром в оригинале? Почему российский дубляж Supernatural считается непревзойденным по сравнению с версиями из других стран, и это признают сами иностранные зрители? Что вообще такое дубляж, и как происходит этот процесс?

Сегодня у пользователей нашего сайта появилась замечательная возможность узнать ответы на эти вопросы из первых рук. Актер кино и дубляжа Михаил Тихонов (Дин Винчестер из Supernatural)  в эксклюзивном интервью для нашего сайта расскажет о тонкостях этой сложной и так необходимой зрителям работы, поделится подробностями озвучивания Supernatural. Вас ожидает увлекательное путешествие за кулисы студии дубляжа в сопровождении профессионала, а также множество любопытных фактов о кино, процессе дублирования, Supernatural, и не только.


Михаил Тихонов   эксклюзивное интервью для Supernatural RussiaМихаил Тихонов   эксклюзивное интервью для Supernatural Russia

Скажите, когда Вы приступаете к работе, то знакомитесь сначала с сюжетом? Смотрите ли Вы сериал (фильм), над которым предстоит работать? Если да, то несколько серий (весь сезон, весь фильм) или Вам достаточно одного эпизода, или даже 10-15 минут просмотра?
— Во-первых, хочу поприветствовать всех читателей сайта и поблагодарить за интерес, проявленный к этому интервью!

Возвращаясь к ответам на вопросы. В середине 90-х годов начала сильно меняться технология дубляжа. Связано это с совершенствованием оборудования, повлекшим за собой возможность ускорения процесса записи. В этом есть как значительные плюсы, так и существенные минусы, но прогресс, в любом случае, не остановить. Суть в том, что раньше актеры не только просматривали эпизоды или весь фильм, прежде чем приступать к работе, но и репетировали с партнерами на площадке. Сейчас, как правило, узнаешь, что будешь писать, уже встав к микрофону.

Многие мало знакомы с технологией дубляжа. Расскажите, пожалуйста, какие виды озвучивания существуют?

дубляж (вы слышите только русскую речь, при этом смыкания губ максимально (в идеале — полностью) совпадают с артикуляцией актера на экране) — самый кропотливый и дорогой вид озвучивания (требуется укладка текста — переработка перевода для приведения к размеру и артикуляции экранной речи);
липсинг (от англ. lips — губы) (удешевленный и упрощенный вариант дубляжа, когда совпадают только начало и конец фразы, внутри фразы смыкания губ и паузы не отслеживаются, при этом вы тоже слышите только русские голоса);
закадровое озвучивание (может участвовать от одного актера и до бесконечности, но чаще всего три-четыре человека, вы слышите и оригинал и русскую речь) — являясь изначально основным способом озвучивания документальных фильмов, начал использоваться и для озвучивания игровых картин, в основном для телевидения. Самый дешевый вид озвучивания.
Что касается «оставленных» криков, стонов — это связано с исходными материалами, присланными заказчиком: иногда есть возможность их оставить, иногда приходится дублировать и это. Песни дублируются, когда они несут какое-то смысловое значение, влияют на драматургию, иначе их оставляют в оригинальном виде.

Голоса Сэма и Дина Винчестеров в вашем дубляже многим очень нравятся. Хочу сказать, что кадры с русским дубляжом Supernatural от РЕН-ТВ специально демонстрировали на известном зарубежном форуме (который посещает, в том числе, и Эрик Крипке, создатель проекта), и многим поклонникам шоу русский вариант пришелся по душе, нам даже завидовали венгры, японцы и многие другие не-англоязычные фанаты, дубляж Supernatural в их стране гораздо хуже качеством. В этой связи хотелось бы узнать подробнее: как протекает работа над подбором голоса для персонажа, как Вы добиваетесь такого замечательного сходства? Нужно ли Вам именно как актеру вникнуть в образ, чтобы точно передать голос персонажа?
— Спасибо, приятно, что наша работа высоко оценена! Подбором актеров занимается режиссер дубляжа (за исключением случаев, когда заказчик требует определенного человека). Безусловно, должны совпадать голоса по возрасту. Тембр имеет важное значение, но иногда этим жертвуют (например, при дубляже одного известного мастера восточных единоборств, довольно крупного мужчины, берут актера с глубоким низким голосом, хотя у него самого голос высокий и сипловатый — учитываются особенности восприятия образ и жанра). Но особенно важно, на мой взгляд, чтобы актер умел уловить и передать интонацию персонажа. Здесь важна гибкость актера озвучивания. Как я уже сказал, особенности технологии не позволяют долго вживаться в образ, хотя это, конечно, было бы неплохо, но в том, что образ раскрывается перед тобой постепенно, есть и положительный момент: постоянно находятся свежие неожиданные для тебя самого краски.

 Существовал ли конкурс на озвучивание Дина и Сэма Винчестеров в Supernatural? Или Вы легко получили эту работу? Как вообще протекает подбор актеров для дублирования, расскажите подробнее.
— Насколько я знаю, конкурса не было, режиссер Владимир Герасимов сразу предложил эту работу мне. Что касается легкости получения, то, наверное, она в значительной степени определяется девятнадцатью годами работы в озвучивании, когда твои возможности уже знают настолько хорошо, что какую-то работу можно получить и без конкурса.

 Требуется ли Вам знание английского языка? Вы им владеете? Например, случалось такое, что Вы замечали ошибку переводчика, вносили свои изменения в предложенный текст?

— В принципе, знание языка не требуется, но, безусловно, помогает, хотя бы для ощущения ритмики речи. Я владею английским языком на разговорном уровне довольно свободно. И действительно, бывали случаи, когда я что-то предлагал поправить в переведенном тексте. Как правило, это было связано со специфическими слэнговыми, разговорными моментами, которые переводчик просто мог пока не знать.

 Что для Вас самое сложное в работе актера дубляжа? Что дается наиболее легко?
— Соглашусь с актрисой Мариной Бакиной, которая на аналогичный вопрос ответила: «Самое сложное в нашей работе — донести тело до места работы, а вечером донести его с работы домой».

 Насколько нам известно, Вы уже озвучивали Дженсена Эклза в «Пожирателе Душ». Вам было легче представлять Дина Винчестера, поскольку Вы сталкивались прежде с голосом этого актера? Или это не имеет значения для Вашей работы? Приходилось ли Вам озвучивать Эклза в других проектах?

Михаил Тихонов   эксклюзивное интервью для Supernatural Russia— Если не ошибаюсь, то сталкивался с этим актером только в этих двух проектах. Что же касается легкости представления, то в каждой роли снимающийся актер играет по-разному, создает новый образ, а поскольку наша работа — сотворчество с человеком на экране, то сложность может представлять роль, а не голос актера, именно поэтому, на мой взгляд, оправданно, когда режиссеры для озвучивания одного и того же актера, но в разных ролях приглашают разных актеров озвучивания, а не «намертво» закрепляют голос за актером. Это может быть на пользу фильму.

Хотелось бы знать Ваше мнение, как актера и профессионала дубляжа, сложно ли работать с персонажами Дженсена Эклза? Трудно или, наоборот, легко уловить и повторить интонацию этого актера по сравнению с другими вашими персонажами?
— Довольно легко. Он работает ярко, органично, а это всегда облегчает нашу работу.

Если Вы смотрели сериал, то можете как профессионал сказать несколько слов о Supernatural: понравился ли Вам сериал, что Вы думаете об игре актеров, режиссуре, операторской работе и пр. Для Вас это просто очередная рутинная работа или Вам интересно как зрителю, что ожидается в дальнейших сезонах, что ждет Вас в работе с персонажем.
— Это не рутинная работа. Могу сказать с уверенностью, что вся наша группа была увлечена этой работой и с интересом ожидала следующих серий, новых поворотов в сюжете. Мы даже обсуждали события и персонажей, что, поверьте, очень не часто бывает в нашей работе! Сериал снят профессионально, качественно — это относится ко всем его составляющим.

Смотрите ли Вы потом на свою работу в кинотеатре, по ТВ именно как зритель? Бывает, что Вам хотелось потом исправить ошибку, если такое встречается, Вам кажется, что можно было бы лучше справиться в том или ином моменте, лучше передать эмоции?
— Хороший вопрос, спасибо! В кинотеатре и по ТВ смотрю те свои работы, которые сам считаю важными и интересными: например, сложные психологические роли. Отсматриваю именно с целью самоконтроля. И, конечно, задним числом нахожу моменты, которые можно было бы сделать точнее. Это позволяет развиваться и не совершать эти же ошибки в дальнейшем, быть в чем-то внимательнее, более чутким.

Если не секрет, Вы уже озвучили оставшиеся эпизоды 3 сезона, идет работа над озвучиванием эпизодов 4 сезона Supernatural?
— Это не секрет, но дело в том, что я не обращал внимания на нумерацию сезонов и серий, поэтому ответить не смогу. Я знаю, какие события произошли в серии, озвученной нами последней, но, естественно, говорить не буду, чтобы не портить удовольствие зрителям.

Скажите, а сами Вы верите в сверхъестественное? Если сталкивались с подобными фактами в жизни, то поделитесь с нашими пользователями.
— В сверхъестественное верю.

 В январе, в феврале 2009 года в прокат США, на DVD выходят фильмы с участием Дженсена Эклза и Джареда Падалеки (My Bloody Valentine 3D, Ten Inch Hero и Friday 13). Очевидно, они появятся и в российском прокате, по крайней мере на DVD. Скажите, возможно ли, что вас, уже имеющих опыт озвучивания этих актёров, привлекут для работы и над этими фильмами?
— Я же верю в сверхъестественное — возможно всё!

В каких еще проектах Вы выступали в качестве актера дубляжа? Над какими продолжаете работать в настоящее время? Назовите нашим пользователям сериалы, фильмы, где мы бы могли услышать Ваш голос.
— Если позволите, пользуясь тем, что наше интервью носит электронный характер, я дам ссылку на сайт, где постоянно ведется почти полный учет моих основных работ в дубляже, за что хочу поблагодарить Алексея Ширшикова — редактора сайта, который делает такую кропотливую и важную для нас актеров работу.
http://www.kinopoisk.ru/level/4/people/273498/

 На Ваш взгляд, какой (какие) фильм, сериал озвучен идеально (или близко к идеалу)?
— Я не отслеживаю выходящие фильмы настолько хорошо и полно, чтобы ответить на этот вопрос.

В каких фильмах или сериалах мы можем увидеть Вас в качестве актера? Снимаетесь ли Вы в настоящее время, если да, то в каких проектах?
— Информацию о моих ранних немногочисленных актерских работах любой интересующийся также сможет найти на сайте по адресу, указанному мной в ответе на тринадцатый вопрос. В настоящий момент не снимаюсь.

 Есть ли у Вас творческие увлечения помимо вашей основной профессии? Может быть, вы поете, играете на каком-нибудь инструменте, рисуете? Пишете книги?
— В свое время я закончил музыкальную школу по классу классической гитары. Не бросаю гитару и сейчас.

Назовите три Ваших любимых кинофильма, книги (автора), музыкальные группы (исполнителей). Цифра три — просто ориентир, пожалуйста, отвечайте, как Вам будет удобно.
— Фильмы: «Зимний вечер в Гаграх», «На гребне волны», «Цвет граната».

Книги (авторы): Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Г. Гессе, Р. Брэдбери, К. Оэ.

Муз. группы (исполнит.): И.-С. Бах, Л. Бетховен, Metallica, Queen.

 Вы дали возможность мне самому добавить вопрос или что-то рассказать. Мне бы хотелось обратить внимание на активное обсуждение в зрительских кругах необходимости дубляжа, на споры о том, портит дубляж фильм или нет, на предложения полностью перейти на субтитрирование и т.д.
— В каждой стране есть культурные традиции, сложившиеся из-за особенностей восприятия, менталитета людей. Именно поэтому еще на заре звукового кино в Советстком Союзе начала складываться традиция дублировать фильмы. Именно поэтому советский дубляж достиг таких высот и считался лучшим в мире. Российский дубляж, ставший преемником советского, по-прежнему считается одним из лучших. Советский и российский зритель больше ориентирован на эмоциональное вовлечение в действие, а не на необходимость слышать «родные» голоса актеров.

К тому же, известно, что тонировка (запись звука в студии после съемок, а не на площадке в процессе), а также дубляж — это прекрасная возможность улучшить, усилить и отчасти исправить то, что, возможно, не точно сыграно актером на площадке (естественно, для этого подход должен быть профессиональным, ориентированным на качество). Известно множество случаев, когда в процессе тонировки и дубляжа просто «вытягивались» плохо сыгранные роли!

И, наконец, хороший кинематограф — искусство изобразительное; грамотный, талантливый режиссер всегда стремиться к созданию образов, проработке деталей, через которые образы раскрываются. И если зритель вынужден распределять внимание между изображением и необходимостью чтения субтитров, то есть опасность, что усилия режиссера в создании непрерывного, развивающегося кинематографического образа будут напрасны.
Благодарю за внимание и проявленный интерес, всегда с радостью отвечу на ваши новые вопросы!

Михаил Тихонов.