intervoew-john-shiben

Перед вами насыщенное информацией о сериале интервью Джона Шайбена. Он — исполнительный продюсер «Сверхъестественного» и его послужному списку могут позавидовать многие жанровые сценаристы. После многолетней работы сценаристом и продюсером «Секретных материалов», «Одинокие стрелки» и «Симулятора», он некоторое время поработал над «Звёздный путь: Энтерпрайз». И если раньше он определял, куда зайдут отношения Малдера и Скалли, то теперь его словами говорят Дженсен Эклз и Джаред Падалеки.

20.02.2007.

Вы работали в «Секретных материалах» и других научно-фантастических шоу. Расскажите, как сделать так, чтобы фильм действительно вызывал страх?
Сложный вопрос. Первым делом мы всегда пытаемся сделать страшными привычные вещи. Вещь куда страшнее, если вы знаете, что она не придуманная, и вы всегда можете встретить её в обычном мире. Мы это выяснили в «Секретных материалах», а теперь применяем в «Сверхъестественном». Мы даём зрителю почувствовать подлинную атмосферу Америки, обычного окружения, в которое вдруг вторгаются твари из иного мира. Думаю, это неплохой способ испугать людей.
Один из замечательных аспектов «Сверхъестественного» состоит в том, что каждую неделю мы стараемся снимать очередной фильм ужасов, основанный на страхах, которые разделяют большинство людей. Страхах из реального мира, таких как нападение или насильственная смерть, а также потусторонних страхах, касающихся жизни после смерти, или о нашем предназначении на этой планете. Мы пытаемся обыграть все эти вещи, будучи честными с самими собой. И мы не раз беседовали на эту тему в сценаристской. Обычно Эрик Крипке спрашивает: «Что пугает тебя? Чего ты боишься?’ А мы отвечаем: «Тебя, Эрик». Но именно так мы и находим сюжет. И всегда мы начинаем с: «О, господи, ночью мне приснился такой ужасный сон, что я проснулся, и мне показалось, что в моём доме кто-то есть!» С этого обычно и начинается история.

Раз уж мы заговорили о том, каким образом вы придумываете сюжеты, то, очевидно, что каждый монстр всегда привязан к одной из проблем, возникающей у братьев Винчестеров. Вы находите легенду, подходящую под ту идею, которую вам хочется выразить, или, наоборот, подстраиваете «тему» эпизода под уже найденную легенду?
Каждому эпизоду всегда присущи две главные идеи, первая – «Что за легенда? Насколько она правдоподобна?» Мы всегда стараемся выбирать те, в которые верят люди, городские легенды или мифы. И вторая идея в том, что вся наша история – это история семьи Винчестеров. В каждом из эпизодов это должно учитываться. Иногда эти две идеи совпадают, но я не могу сказать, что мы всегда придумываем сначала легенду, а затем историю о братьях. Иногда, когда мы обсуждаем сюжет, кто-нибудь говорит: «У меня есть идея насчёт братьев, но нет монстра». И тогда мы начинаем подыскивать монстра, который бы соответствовал поднятой теме.
Мне очень помогает то, что я уже занимался подобными поисками, когда работал над «Секретными материалами». Однако в «Сверхъестественном» мы делаем всё по-своему. Американские мифы и легенды тем и хороши, что их существует великое множество. У нас уже собралась целая библиотека из книг о странностях Калифорнии, Канзаса и Индианы. Поверьте мне, если вы копнёте поглубже, вы обязательно найдёте подходящую легенду. Если она входит в рамки нашего шоу, если она проверяет братьев на прочность, значит, она для нас годится. Вот так мы и подыскиваем легенды.
Бывает, легенды и сюжет не всегда совпадают, но, я думаю, это даже неплохо. Нам и не нужно полного совпадения, вроде лживого привидения в эпизоде, в котором все лгут друг другу. Мы не преследуем такой цели. Мы не беспокоимся, если братья или, как мы обычно это называем, «братская мелодрама», так вот, мы не беспокоимся, если братская мелодрама не особо подходит под легенду эпизода. Иногда весь эпизод – это просто история о том, как они выходят из опасной ситуации, и их текущие отношения никак с этим не связаны.

Какие сценарии вам нравится писать больше, об очередном монстре или о Главном Злобном Демоне?
Мне нравится и то, и другое, но особенно мне нравится писать саспенсовые сцены – страшные моменты, например, когда кто-то кого-то преследует. Очень забавно придумывать, каким именно образом братья выйдут из трудного положения на этот раз. Это мой хлеб с маслом.

Даже если поклонники были бы рады на протяжении всех 42 минут смотреть только на то, как Сэм и Дин просто читают телефонную книгу, насколько вас ограничивает тот факт, что у вас всего два ведущих актёра?
Знаете, это забавно, вообще-то я должен был бы чувствовать, что мои возможности ограничены. В конце года, когда мы собираемся все вместе и впервые заговариваем о дальнейшем развитии мифологии, я думаю: «О боже, сможем ли мы обойтись без дополнительных персонажей?» Но наши персонажи здорово изменились, актёры придали им глубину и многомерность. И у них теперь, как у луковицы, есть множество слоёв, которые мы можем снимать один за другим и обнаруживать всё новые интересные подробности.
Честно говоря, с Малдером и Скалли складывалось примерно так же. Правда, кроме них были и другие персонажи. Но и у нас есть Бобби и Эллен, и папа. И хотя во втором сезоне границы мира охотников расширись не очень сильно, но и эти персонажи привносят много интересных вещей. В начале года мы сфокусировались на Дине. После смерти отца у Дина внутри бушуют ярость и тьма, и мы долго держались этой темы. Затем Сэм начал поиски ответов на вопросы о том, кто он такой и чего от него хочет демон. У нас появилось множество новых слоёв. Так что мы совсем не ограничены, и я должен сказать, что впереди вас ждут действительно захватывающие сюжеты.

Чему, как вам кажется, Джаред и Дженсен научились/ в чём стали лучше со времени начала шоу?
Их причёски изменились. Интервью   Джон Шайбен о Сверхъестественном
Научились очень многому. Несомненно, они и до шоу были уже хорошими актёрами. Сейчас они стали ещё лучше и привнесли глубину в их персонажи. Смотреть на них теперь одно удовольствие. Они откликаются на все те вещи, что мы закладываем в их персонажи, и я поражаюсь, насколько им удаётся их выразить. Не всем актёрам это по силам, а эти парни знают всё о том, через что пришлось пройти Сэму и Дину, и я подозреваю, что они прокучивают это в своих головах перед началом каждой сцены. Они привносят в их персонажи вес и зрелость, я отдаю им должное, шоу держится на них.

Переписывают ли сценаристы характеры персонажей в зависимости от подобранных под них актёров?
Самая замечательная вещь, которая может случиться на кастинге, это появление «химической реакции» между двумя актёрами. Мне повезло, мне довелось работать с Дэвидом [Духовны] и Джиллиан [Андерсон], а теперь у меня есть возможность писать для Джареда и Дженсена. Они потрясающие актёры, но этого было бы недостаточно, не случись между ними «химической реакции». Если она есть, писать для таких актёров – сущее удовольствие. Ты пишешь для них сцену, а они привносят в неё нечто такое, о чём ты даже и не помышлял, чего в сценарии даже и не планировалось. И ты говоришь: «Ух-ты, я о таком и не подозревал!» и развиваешь эту мысль дальше. Думаешь: «Ну и дела, в этом месте я засмеялся, но этот момент не должен был быть смешным» и дописываешь сценарий, добавив в него чуть больше юмора. Всё это напоминает теннисный матч, мы отсылаем сценарий в Канаду, получаем обратно снятые сцены, говорим себе: «Он отлично плачет в кадре, моё сердце аж кровью облилось, давайте напишем для него побольше подобных сцен». Эти парни настолько вжились в их персонажи, что придали достоверность сценариям, которые мы для них пишем, и от этого вся наша работа становится ещё лучше.

Ваше шоу больше о семье, нежели о страшных ночных тварях. Как вам удаётся так точно находить баланс между привязанностью Сэма и Дина друг к другу и их постоянными стычками.
Вы это ловко подметили, наше шоу о семье, и мы говорим об этом в сценаристской каждый день. Они братья и они любят друг друга, но у каждого из них есть такие черты, которые действуют на нервы другому. Но они никогда не пересекают определённой границы, мы очень осторожно прописываем такие моменты в сценариях, и мальчики никогда не станут играть своих героев в подобном ключе, они никогда не перейдут на личности. Они уважают друг друга, и если бы они побольше говорили с другими людьми, они бы рассказали друг о друге множество удивительных вещей. Но когда у тебя с братом подобные отношения, ты никогда не скажешь ему, как сильно ты его любишь – это не круто. (Смеётся) Между ними есть уважение, и сколько бы они не воевали друг с другом, у меня никогда не возникало мысли, и, надеюсь, у зрителей тоже, что это чувство пропало. Мы сейчас работаем над эпизодом, который называется «Tall Tales». Мы там поиграем немного с братскими взаимоотношениями, у которых есть две стороны. Они постоянно вместе уже около двух лет, ездят в одной машине, живут в одном номере в мотелях, и мы немного позабавимся, поиграя на их нервах. Не хочу заранее раскрывать сюжет, но злодей этого эпизода кормится их чувствами, отчего вся ситуация выливается в очень забавное, но в то же время, неподдельное противостояние братьев.
Для конца сезона это интересный поворот событий, он прекрасно даёт понять, что наши парни составляют отличную команду, и, с определённой точки зрения, они ближе друг другу, чем женатая пара. Они всё время проводят вместе.

Дин и Сэм разговаривают очень по-мужски, и всё равно у шоу огромная женская аудитория. В других шоу WB всё иначе, там парни говорят то, что девушки х о т я т услышать. Было ли это вашим осознанным решением писать сценарии в подобном стиле?
Это не было каким-то особенным решением, поскольку Эрик создал и воплотил в жизнь этих персонажей из самых своих глубоко запрятанных тёмных сторон. И я не думаю, что его хоть в какой-то мере волновало, втискиваются ли они в чьи-то рамки. Я думаю, что интерес к ним людей — это дань глубине и качеству разработки персонажей.
Меня радует то, что вы считаете, что наши парни разговаривают, как реальные люди. Мы очень стараемся сделать их правдоподобными, потому что если фильм вызывает ощущение реальности происходящего, вы думаете: «А ведь это могло случиться и со мной. Я мог встретить этих парней на заправке». Я рад, что сериал вызывает это чувство реальности, потому что мы не раз переписываем наши сценарии, чтобы всё происходящее казалось как можно более реальным.

Вы ожидали, что «Сверхъестественное» будут смотреть так много женщин?
Я понял это в ту самую минуту, когда мы наняли Джареда и Дженсена (смеётся). Я знал, что теперь мы можем за это не беспокоиться. Работая над «Секретными материалами» и «Сверхъестественным», а также над другими фильмами этого жанра, я понял, что фильмы ужасов всегда собирают огромную женскую аудиторию. Никак не могу это объяснить, но, думаю, тематика сериала плюс двое этих парней как раз и привлекают внимание женской аудитории.

Большинство девушек в «Сверхъестественном» довольно решительные. Конечно, они будут кричать, но они не будут сидеть сложа руки. Например, когда в эпизоде «Asylum» парень паникует, девушка смотрит на него, говорит, что умеет обращаться с оружием и перезаряжает ружьё. Это было просто отлично. Сценаристы намеренно избегают прописывать образы слабых женщин?
Вообще-то у нас достаточно образов «женщины, попавшей в беду», но мы очень осторожны с любыми клише. Думаю, Эрик, я, Боб [Сингер] да и все наши сценаристы, мы используем всё, что можем, чтобы сделать эпизод «Сверхъестественном» и хорошенько всех напугать, будь это оборотни или девичник, на который заявилось нечто потустороннее.
Я долгое время описывал в сценариях Дану Скалли, очень сильный женский персонаж, что меня всегда в ней привлекало и, думаю, Эрика тоже. Поэтому, когда мы стали думать о том, каким будет один из наших главных женских персонажей, каждый из нас инстинктивно подумал, что в моей жизни всегда было много сильных женщин, указывающих мне что делать (смеётся). Так что давайте сделаем её такой, и тогда она составит отличный контраст нашим парням, что будет чертовски забавно.

Что бы Малдер и Скалли сказали Дину с Сэмом?
Ух-ты, это отличный вопрос! Я думаю, Малдеру бы понравилось общаться с ними. Разница между Малдером со Скалли и Дином с Сэмом в подходе к вопросу. Малдер всегда в поисках правды, для него важно, чтобы люди узнали правду, чтобы люди, которые хотят верить, поверили в сверхъестественное.
А Сэму и Дину плевать, во что вы там верите. Их интересует только одно – что это такое и как его убить. Не думаю, что Дин и вовсе стал бы тратить своё время на разговор с Малдером и Скалли. Во-первых, они агенты ФБР, что ставит их по разные стороны закона. А, во-вторых, это не в их стиле, сидеть и обсуждать теории заговоров. «Просто скажите мне, как убить эту тварь, и я займусь делом» — вот их стиль. Мне очень нравится писать про них, они постоянно в движении, а их отношения не всегда гладкие. Писать про Малдера и Скалли тоже было здорово, но по-другому.

В «Секретных материалах» есть множество обособленных эпизодов, которые можно адаптировать под «Сверхъестественное». Есть ли среди них такие, которые вам ужасно хочется переснять? И есть ли шансы, что мы увидим эпизод с обменом телами?
Смеётся) Забавно, что вы об этом упомянули, мы как раз только что обсуждали эту тему. Мы сделали двухчасовой эпизод об этом в «Секретных материалах» — «Dreamland» и «Dreamland II», где Малдер обменивается телами с Майклом Маккином. Мне нравится этот эпизод, он очень смешной. И было бы здорово сделать подобный для «Сверхъестественном», вышло бы довольно забавно. У нас будет один смешной эпизод в этом сезоне – «Tall Tales» и, скорее всего, ещё один в следующем сезоне. Я думаю, вы правы, было бы очень весело поглядеть на Дина, изображающего Сэма, и на Сэма, изображающего Дина. Может, в следующем году.

У Дженсена с Джаредом это бы здорово получилось.
О, да.

Мы видели, что Джаред несколько эпизодов подряд ходил в гипсе. Что он такого натворил, что сломал руку?
Он сломал запястье, просто слоняясь вокруг. Но жизнь братьев Винчестеров такова, что сей факт вполне объясним. Вообще-то, это я предложил идею, что он сломал руку, когда сражался с нечистью. Мне нравится, что он носил гипс некоторое время, это придало ощущение реальности – настоящие люди часто ломают руки-ноги. Так что нам с его переломом повезло, хоть я ему и сочувствую.

Музыка в «Сверхъестественном» просто замечательная и имеет огромное значение. Есть ли такие классические роковые песни, которые вам хотелось бы использовать, но вы не смогли получить на это разрешение?
Такое бывало. В девяти случаях из десяти мы получаем разрешение, что здорово, потому что музыка в нашем шоу такой же персонаж, как и машина. Она задаёт тон, позволяет вам сразу понять, что вы смотрите не что иное, как «Сверхъестественном».
Мы всегда думаем о ней, когда пишем сценарий. Стараемся найти песни, в которых есть ссылки на происходящее в эпизоде и надеемся, что сможем их заполучить. Было несколько песен слишком дорогих для нашего бюджета, потому что вы должны заплатить за них, если хотите их использовать. Но, что замечательно, всегда есть другой выбор.

Сценаристы сами определяют, какой мотель им нужен, чтобы соответствовать духу эпизода или это дело сценических декораторов?
Смеётся) Когда как, [обычно] дизайнеры из художественного отдела присылают нам фотографии, и почти всегда они именно то, что нам нужно, чтобы создать гнетущую атмосферу, которую мы так любим наводить. Иногда мы сами вносим какие-то детали в сценарии, вроде той, что Дин закладывает двадцатипятицентовики в вибрирующее устройство на кровати. Но обычно художественный отдел сам детализирует наш мир. У нас есть команда, которая ездит по мотелям с самых первых эпизодов первого сезона, так что мы об этом даже не задумываемся. Мы просто говорим, что нам нужен мотель, и они всегда предлагают нам что-нибудь стоящее.

Увидим ли мы снова папу Винчестера?
Цитирую Эрика Крипке: «Никто в «Сверхъестественном»не умирает навсегда». Я могу только сказать, что мы узнаем о том, что с ним произойдёт ближе к концу этого сезона

Намекните хотя бы слегка, что нас ожидает в следующих сериях «Сверхъестественного».
Мы только что в общих чертах закончили писать двухчасовой финальный эпизод. Некоторых он ошеломит, там будет несколько действительно шокирующих неожиданностей, касающихся всего того, о чём я только что упомянул. Дину с Сэму придётся встать лицом к лицу со своими демонами. Это будет поразительный эпизод, действительно отличные два часа.

Почему вы думаете, что «Сверхъестественное» станет достойной заменой «Секретных материалов», когда так много шоу потерпели в этом неудачу? Вы считаете, этому поможет тот факт, что над ним работает довольно много народа из бывшей команды «СМ»?
Точно не повредит! Я или работал, или мне предлагали поработать над множеством подобных шоу после «Секретных материалов», и причина того, что я теперь в команде «Сверхъестественного» — это их франшиза, у которой такой же большой потенциал, какой был у «СМ». Ну, то есть, в чём главная идея, которая движет всем шоу? В персонажах и в том, чем они занимаются. В «СМ» это были Малдер с его поиском правды и Скалли, в начале опирающаяся только на науку, но, в конце концов, пришедшая к вере. Плюс превосходная идея об агентах ФБР, берущихся за дела, от которых все остальные отказываются.
Я почувствовал, что у «Сверхъестественного» тоже есть этот потенциал. Два парня разъезжают на машине в поисках монстров, и на это у них есть свои личные, касающиеся их семьи, причины. Это отличная завязка. Это то, за счёт чего это шоу сможет удержаться на плаву, подумал я тогда. И это то, за счёт чего, я надеюсь, шоу будет держаться на плаву и впредь. Это то, что является движущей силой любого сериала, и то, чего многие из них лишены напрочь. Подобную идею найти очень сложно. Её и, повторюсь ещё раз, волшебную «химичесуюя реакцию» между актёрами, если бы их не было, мы не смогли бы продержаться дольше одного сезона. И то же самое я могу сказать и о «СМ».
Это весьма увлекательная и немного сумасшедшая работа. Зато когда все необходимые части складываются воедино, всё становится просто замечательно. Но этому поиску ты посвящаешь почти всю свою карьеру.

И вам это удалось более, чем в одном шоу.
Я знаю. Это огромная удача.

Перевод: Ybr
Редакция: Subvision