Имя Дэвида Наттера стало синонимом успешного режиссирования пилотных эпизодов разных телесериалов. В списке его работ числятся «Smallville / Смолвиль», «Dark Angel / Темный Ангел». «Roswell / Розвелл: Город пришельцев»,  «Traveler / Путешественник», «Without a Trace / Без следа»,  «Terminator: The Sarah Connor Chronicles / Хроники Сары Коннор» и недавний «Mentalist / Ясновидец». Так что нет ничего удивительного, что именно он снял первые два эпизода «Сверхъестественного». С нашим журналом он оглядывается назад, и отвечает на вопросы о том, как зарождалась стилистика этого шоу. Много подробностей закулисной жизни сериала.

Сканы статьи:
Режиссер Дэвид Наттер Режиссер Дэвид Наттер Режиссер Дэвид Наттер Режиссер Дэвид Наттер
Перевод: Selene

Как получилось, что Вы стали тем, к кому обращаются для съемок пилотных серий телесериалов?
На это я только могу ответить, что успех приносит успех. Чем больше я работаю, тем больше меня приглашают. У меня отличные отношения с Питером Ротом (президент «Уорнер Бразерс» по вопросам телепродукции), я с ним вместе работал еще с тех времен, когда только начинал на студии «Fox». Он знает, что всегда может на меня рассчитывать, и я знаю, что могу рассчитывать на него — он всегда поручает мне интересные проекты.

Как Вы оказались в команде «Сверхъестественного» и что поразило Вас в начальной концепции сериала?
Я сдружился с Эриком Крипке, работая вместе над «Тарзаном», и он обратился ко мне через год или два после того с этим проектом. У него были эти поразительные городские легенды и страшные истории об Америке с привидениями и демонами. У него был этот весь материал, и он предложил свою идею для шоу. Потом через год он пришел опять, на этот раз с великолепной идеей про двух братьев. Что привлекло меня в этой работе, и что всегда привлекало меня в моих прошлых проектах, так это проблемы семьи, истории людей, которые делают что-то не потому, что умеют, а потому что считают себя обязанными. Это история о двух братьях, которые потеряли мать, и ответственность за воспитание которых взял на себя их отец. И как вы видите, в истории много вопросов, задевающих личностные проблемы. До этого у меня был молодой парень по имени Кларк Кент, который не знал, кто его настоящие родители;  дети — сироты из «Розвелла», которые пытаются найти свой путь в мире; два друга в «Путешественнике», которые пытаются разобраться, что, черт побери, происходит; и Сара Коннор, мать, пытающаяся защитить своего сына любой ценой. Вот что привлекло меня в «Сверхъестественном». Я знал, каким будет общее настроение сериала, и я не мог остаться равнодушным к нему.

Вы работали с некоторыми невероятно талантливыми тогда еще молодыми и только подающими надежды актерами, такими как Джессика Альба, Том Уэллинг, Джеймс Марсден, Кэти Холмс. Было нечто, что сразу поразило Вас в Дженсене Эклзе и Джареде Падалеки?
Часто, когда вы заняты на съемках пилотной серии, возникает такой момент, когда появляется уверенность: «У нас получится отличное шоу!» Иногда это происходит во время монтажа, или после съемок определенной сцены. В случае со «Сверхъестественным» этот момент наступил сразу после утверждения на роли Джареда и Дженсена. Я знал, что у нас получится. Они оба такие неординарные личности, у обоих просто фантастическая харизма, отличные братские отношения, отличное чувство товарищества. Они прекрасные актеры с особой «изюминкой».

Их братские отношения такие яркие, осязаемые, что, кажется, можно разливать по бутылкам?
Абсолютно верно! Свои дружеские отношения они перенесли на экран, и сценарий, конечно тоже помог. В пилотной серии мы особенно хотели показать некие мелочи, которые помогли бы зрителям понять отношения братьев друг к другу, что они вместе могут преодолеть трудности, и что у них очень близкие отношения. Мне кажется, нам это удалось.

Как первый режиссер шоу, Вы задали тон и стиль всему сериалу. Визуально, какого впечатления Вы хотели добиться?
Думаю, мы присматривались к «Х-файлам», в которых богатая, живая, но при этом ненасыщенная палитра; такой чувствительный мир, в котором ночь выглядит привлекательно. Это сериал, в котором очень много ночных сцен, и цвета разрежены. Было важно создать для «Сверхъестественного» свой отличительный видеоряд.  Я нанял потрясающего главного оператора Аарона Шнайдера для пилотного эпизода, и он великолепно справился. У меня также был замечательный режиссер-постановщик Майк Новотны, которых помогал нам создавать мир «Сверхъестественного».

Какие переговоры Вы вели с телесетью насчет кровавых сцен и фактора страха на экране? Были какие-то элементы, которые Вам приходилось отстаивать?
Всегда есть вопросы о том, как далеко вы можете зайти на экране. Это всегда влияет на конечный продукт. Для меня это палка о двух концах: ты хочешь как можно больше показать, и в то же время ты хочешь, чтобы шоу приняли к показу. Нельзя сделать его слишком отталкивающим, иначе вы потеряете аудиторию, которую хотите привлечь. Нужно уметь балансировать на краю, добавляя в сериал достаточно жанрового материала, того, что и делает сериал тем, чем он является, но не слишком много, чтобы не отпугнуть людей. Я подходил к этому вопросу так же, как и в «Х-файлах». В те времена у нас действительно была тяжелая ситуация, когда у нас просто не хватало денег, чтобы снять все, что надо, поэтому многое показывали в тени, что было и страшно, и удачно для сериала. Должен сказать, у меня был прекрасный линейный продюсер Сайрус Явнех, с которым мы снимали пилотную серию, и который ездил к руководству «Уорнер Бразерс» и боролся за наше мнение каждый день. Хорошо было то, что благодаря успеху моих предыдущих проектов, мне разрешили сделать то, что я хотел, дали мне возможность развернуться.

Реплика «Агент Скалли, агент Малдер» в пилоте была классической, и в то же время явной ссылкой-напоминанием о вашей работе над «Х-файлами». Подобные остроумные и саркастичные высказывания трудно снимать так, чтобы они звучали естественно и к месту, а не вымучено, как низкопробный юмор?
Ведь в этом вся соль, не правда ли? Много раз, когда я читал другие сценарии, и мне в тексте попадались подобные сноски на реальные, идущие в эфире другие телешоу, это иногда как бы выбивало из сюжета. Однако то, как Эрик вплел подобные фразы в сценарий, и то, как я это снял здесь, выглядит, будто это просто мимоходом брошенная реплика, которая не привлекает к себе слишком много внимания, не уводит зрителя в сторону. С нашими ребятами любой сарказм должен звучать естественно, ведь они братья. В пилотном эпизоде, когда шериф задает им вопрос на мосту, Джаред наступает Дженсену на ногу, а потом Дженсен дает Джареду подзатыльник. Вот такие моменты братского общения и выделяет наш сериал среди других. Это такие личные моменты, иногда они ведут себя как два девятилетних мальчишки, которые дерутся в своей спальне за верхнюю полку двухъярусной кровати. Зритель чувствует эту близость в их отношениях, и это чудесно.

Первый призрак, с которым они столкнулись, был очень похож на призрака из фильма «The Grudge / Проклятие», что-то в ней было от азиатских ужастиков. Это было изначально  прописано, или просто так в итоге получилось?
Мы так все и задумывали, Эрик хотел изобразить ее в таком стиле, и мы так и снимали. Конечно, мы не слепо копировали кого-то, а отдали должное их стилю, но и привнесли что-то свое.

Как один из исполнительных продюсеров «Сверхъестественного», какой вклад сделал МакГи в пилотную серию?
МакГи был вовлечен в работу с самого начала. И очень помог Эрику свести все воедино. МакГи очень уважаемый режиссер, и при компоновке материала, когда мы решали, что куда должно идти, он подкинул несколько отличный идей. Вся серия визуальных эффектов в конце серии — когда призрака затягивает в дом — была сделана благодаря ему. МакГи пришел, и рассказал нам свое видение того, как следует это снять, что очень помогло сделать это впечатляющим.

Есть у Вас любимая сцена в этом эпизоде?
Мне нравится сцена между братьями на мосту ночью. Думаю, место было выбрано идеально — это снималось в Калифорнии, в местности, где снимали «Войну миров». В этой сцене есть все, что составляет этот сериал: напряжение, элемент страха, личные разборки между братьями, а также немного юмора. Она затрагивает всю гамму чувств, что очень важно, и все очень гармонично.

Вы бы назвали серию «Вендиго» достойным продолжением пилотного эпизода?
Это была идея Эрика снять серию про бугимена или какое-нибудь существо в лесу. И получилось весьма неплохо. Конечно, очень тяжело снимать следующую серию после пилота, потому что на первую серию выделяется больше времени и больше денег, и можно серьезно сосредоточиться на съемках и монтаже. Но после того, как Вы получили добро на дальнейшие съемки, все требуют эпизод такого же качества, но в два раза быстрее и за половину бюджета. Практически все сводится к тому, чтобы выбрать, что сработает, а что нет. И это довольно сложно сделать, но ты надеешься, что в пилотной серии есть что-то магическое, на что можно в дальнейшем опираться.

Хотя пилот был снят в Лос-Анджелесе, почему перемещение съемок в Ванкувер благотворно повлияло на сериал?
Все, что я могу сказать, это то, что канадский доллар имеет финансовое преимущество перед американским, и студия «Уорнер Бразерс» захотела снимать сериал там. Могу поклясться, что если бы место съемок «Сверхъестественного» выбирали сейчас, то снимали бы в Нью-Мексико, а не Канаде, потому что в Нью-Мексико есть много налоговых льгот, а канадский доллар сейчас сильно вырос. В то время «Уорнер Бразерс» захотели снимать сериал в Ванкувере, и в некотором аспекте он был новым поколением «Х-файлов». Как Вы можете видеть, многие сцены в пилотном эпизоде выглядят так, будто были сняты в Ванкувере: те, что на мосту, в тумане, дождливой ночью. Многие люди говорят мне, были уверены, что пилот также снимали в Ванкувере, так что первая серия действительно снята в стиле и атмосфере «Сверхъестественного».

То, что зрители не видели вблизи Вендиго и не могли его хорошенько рассмотреть — это было так снято, чтобы сделать его более устрашающим, или так было сделано из более практичных соображений?
Думаю, такой прием действительно сделал его более жутким.  Если вы слишком хорошо увидите такое существо, вы сможете рассмотреть разные мелкие детали, из которых он состоит. В данной ситуации мы специально старались не показывать слишком много, старались держать его с тени, в таком ракурсе он выглядел более угрожающим.

Сначала в пилотном эпизоде Вы заставили Дженсена ползать в холодной воде и в грязи. Потом Вы подвесили его в «Вендиго». Вам доставляло удовольствие мучить бедного парня?
Дело в том, что Дженсен на самом деле любит такое. И делает с удовольствием. Интересная история произошла в сцене, когда Сэм и Дин прыгают с моста. Изначально по сценарию они оба должны были оказаться в воде. Но произошла накладка с одеждой, и мы даже сняли уже другую сцену, и произошла путаница в последовательности событий. И мы тогда подумали: «Ладно, пусть Дженсен испачкается, а что же нам делать с Джаредом?» В последнюю минуту нам пришло в голову решение, как из этого выкрутиться — мы подумали, что пусть Дженсен все же окажется в воде, а Джаред не полностью свалится с моста. Так ошибка обернулась прекрасной сценой в сериале.

Кроме работы над «Непристойным поведением», Вы держитесь подальше от полнометражных фильмов. Режисирование телесериалов полнее удовлетворяет Ваши творческие потребности?
Да, мои творческие потребности все больше удовлетворяются с тех пор, как я стал успешным в своем деле. Успех приносит творческую свободу. Те пилотные эпизоды, которые я снимаю, являются, по сути, небольшими художественными фильмами, и я вовлечен на всех уровнях — с разработки начальной идеи для сценария, подбора актеров, создания атмосферы, сбора съемочной группы, до вопросов монтажа, как свести все это воедино. Такая работа меня полностью удовлетворяет, у меня есть возможность работать со сценаристами, которые меня уважают, и делать то, что мне хочется с помощью прекрасной команды, которую я подбираю. У меня лучшая работа в мире!

Вы когда-нибудь думали о том, чтобы стать режиссером еще одного эпизода «Сверхъестественного»?
Я все время думаю об этом. Но постоянно случается, что я занят на других съемках, а когда возвращаюсь, мое расписание не совпадает с их графиком. Но должен Вам сказать, что на этой планете существует один только Ким Мэннерс, и он просто фантастический режиссер. Я не смог бы сделать то, что он успевает сделать за неделю.

Вы иногда включаете телевизор, чтобы посмотреть  «Сверхъестественное»? Если да, то Вам нравиться, как развивается сериал?
Смотрю его постоянно. Мы всегда хотим удивлять людей сюжетом. И в «Сверхъестественном» замечательно то, что Эрику не только удается рассказывать задуманную им историю, но делать это талантливо и интересно. Всегда происходит что-то, чего вы не ожидаете. Эрик все время обманывает ожидания зрителей, и этим сохраняет «Сверхъестественное» свежим, неизбитым, и я очень горжусь тем, что ему удалось сделать. Думаю, аудитория зрителей только выросла за эти годы.

Оглядываясь назад, Вы можете сказать, насколько пилотный эпизод «Сверхъестественного» был значимым в сравнении с другими Вашими проектами?
В какой-то степени каждый из проектов является моим детищем и дорог мне, но «Сверхъестественное» подарило мне второй шанс поработать вместе с Эриком. Многие талантливые люди не получают шанса проявить себя, а когда получают, то бывает, спотыкаются. Отличная черта Эрика в том, что он целеустремленный, с твердым характером, и в то же время очень приятный в общении человек со множеством талантов. Мне приятно было наблюдать, как он начинал карьеру и как он развивался творчески. Я действительно горжусь моей работой над этим сериалом, т.к. она позволила мне создать нечто отличное от других проектов, которыми я занимался раньше.